Неисправности стиральной машины LG
Прежде чем бежать в ближайшую мастерскую, надо обратить внимание на течь воды из-под разных узлов стиральной машины, она может идти откуда угодно. К примеру из-под тэна, клапана или блока подшипников.
Это настоящий бич, для этого бренда, даже когда малое количество воды попадает на клеммы двигателя, это может вызвать неправильную работу модуля управления. Конечно вода не самый главный фактор, который влияет на работу стиральной машины Эл Джи, но о нём надо подробно рассказать.
Тут надо добавить следующие, блок управления этой стиралки, сделан очень качественно и практически никогда не ломается, бывает выходят из строя реле тэна, бывают залипает реле двигателя, иногда выходит из строя симистр управляющий клапанами, но эти неисправности никак не связаны с рывками или приклеиванием двигателя.
Дальше мы рассмотрим один из, пожалуй самых распространенных случаев, из моей практики. В общем на примере этой переписки, я укажу, что именно вам надо проверять в первую очередь
У вас проблема от незнания. На Эл джи, в некоторых моделях, действительно как бы приклинивает двигатель в одну сторону, снимите провод с одной щётки и подкусывание уйдёт.
На стиральных машинах LG с прямым приводом, вполне возможна такая же проблема, дело в том что так устроен модуль управления в этих стиралках, то есть в нём нет защиты от обратного тока, поэтому когда крутите барабан, вполне возможно могут загореться индикаторы на панели управления.
Проблема может быть в том, что вы не правильно поставили подшипники + сальник и в следствии чего из технологического отверстия, из под шкива (есть там очень маленькое отверстие) идёт вода и попадает на провода мотора, результатом такого КЗ может быть подкусывание двигателя.
Снимите заднюю крышку и во время стирки посмотрите, есть ли течь воды из под шкива. Просто многие не обращают внимания, когда устанавливают сальник, на маленькое технологическое отверстие в посадочном месте сальника. Это отверстия создано для отвода воды из блока подшипников и оно выходит как раз под шкив
Подшипники без разницы какой стороной ставили, единственное что, от неопытности могли внутренний подшипник запрессовать косо, а вот сальник надо смотреть, он может пропускать воду в технологическое отверстие для отвода воды от подшипников.
Болтанку надо смотреть, вполне возможно машинка не правильно выставлена, амортизатор открутился или ещё чего, короче проверять всё. В первую очередь проверьте нет ли течи воды на клемму мотора, так же посмотрите не течёт ли из под тэна.
Ещё одной причиной может быть, люфт на посадочном месте подшипника, вал на котором сидит подшипник – прослаблен, лечится это кернением или применяется, что то типа гальваники. Ниже посмотрите видео, в котором указывается на одну из причин.
В данном ролике из под клапана течет вода и попадает на всё что можно, в результате машинка не работает
Смотреть видео, почему стиральная машина LG не достирывает до конца стирки
Если вода будет попадать на клеммы двигателя, то вполне возможно машинку будет трусить, так как мотор будет работать рывками. Не надо умничать и смотрите то что вам сказали
Течь воды из технологического отверстия блока подшипников
Это блин не потёк — это ручей, если я это на фото вижу, то представляю, как оно лило при стирке. На фото ниже вы можете посмотреть, каким образом вода добирается до клемм двигателя, обратите внимание на красную стрелку. Думаю в вашем случае уже всё понятно
Каким образом добирается вода до клемм двигателя
Суть поломки заключается в том, что при стирке, вода с этого отверстия просто стекает вниз, ну и понятно на провода идущие к мотору, но в тот момент покуда стиральная машина просто стирает, эти капли воды просто весят на проводах не причиняя не какого вреда машинке.
Как только машина переходит на отжим, вибрация начинает увеличиваться и эти капли начинают разлетаться в разные стороны в том числе и на клемму мотора.
В результате тахометр, на моторе начинает брехать, мозги стиральной машины не знают, что им делать и дают сигнал на полные обороты двигателя, а бельё ещё не разложено, его кидает как попало. Понятно что машинку будет трусить как сумасшедшую.
Ниже посмотрите ролик, в котором очень подробно показано как правильно менять подшипники на стиральной машине, неважно какой модели и какой фирмы. Замена подшипников на стиральной машине, происходит практически одинаково, тут главное знать как подобрать сальник и как правильно его установить
Смотреть видео как правильно заменить подшипник и сальник своими руками на стиральной машине
Обращаю ваше внимание, что при замене подшипника на стиральной машине LG, многие делают грубейшие ошибки, связанные с установкой сальника. Дальше я перечислю эти ошибки
- Сальник надо устанавливать не того размера который был, то есть его надо подобрать так, чтобы рабочие место сальника не попадало на выработку, которая осталась на втулке
- Сальник не должен болтаться в посадочном месте, если вы видите что он легко туда заходит и выходит, то надо садить его, либо на клей, либо на какой-то герметик, который хорошо прилипает к пластику
- Смазку для сальника надо применять, только предназначенную для стиральных машин. Ни в коем случае не пользуйтесь солидолом, графитной смазкой, литолом и другими мазями не предназначенными для этих целей
- Помните если сальник будет пропускать воду, подшипники проходят не так уж долго, кроме того на мотор пойдёт вода, а это чревато замыканием проводки, в результате может выйти из строя модуль управления
В общем совет такой. Включайте стиральную машину и наблюдайте, за течью. Особенно во время залива воды и отжима. Если всё как я предположил, то разбирайте, меняйте подшипники, сальник и обратите внимание на то отверстие, из за которого идёт течь, оно находится под сальником.
Сальник надо будет садить на герметик или клей, но чтоб был водостойкий и выдерживал температуру +120, не в коем случаи на силикон не садите. Если посадить на силикон, сальник вылезет.
Ещё, продерите посадочное место сальника, драчёвой наждачкой, просто что бы была шершавость, это для того что бы герметик схватился к поверхности бака, просто чтоб полосы были, но диаметр не нарушился.
Вполне возможно сальник не того качества, но в стиральных машинах Эл Джи, при замене подшипников и сальника, практически всегда возникает такая проблема с сальником, даже брал чистые Эл джи сальники, всё равно не так плотно садятся как мне хотелось бы. Подшипники на вал должны налазить свободно, они там как бы в скользящем режиме работают. Думаю я подробно всё вам рассказал
Источник: https://sammaster.xyz/defective-lg-washing-machine.html
Как отремонтировать стиральную машину LG своими руками
Для проведения ремонта стиральной машины LG своими руками необходимо хорошо знать особенности конструкции стиральной машины и ее основные неисправности, встречающиеся чаще всего.
Основные неисправности стиральных машин LG
Периодически у многих возникает ситуация, когда стиральная машина перестает нормально работать. У современных агрегатов, в том числе и LG нет проблем с диагностикой и выявлением ошибок.
Дело в том, что на экране – дисплее отображаются коды, каждый из которых соответствует той или иной неисправности. У стиральных машин LG существует собственная кодировка, расшифрованная в прилагаемой технической документации.
Здесь же даются и практические советы по устранению возникших поломок.
Расшифровка основных кодов неисправностей стиральной машинs LG:
- FE – означает невозможность слива отработанной воды в течение установленного времени. Данная неполадка возникает из-за сбоя электроконтроллера, а также в результате неисправности или некорректной работы сливного насоса.
- IE – наиболее часто данная ошибка появляется при повреждении датчика уровня. Из-за этого уровень воды в баке определяется неправильно, и машина не получает жидкость в достаточном количестве. Иногда причиной может стать нерабочий заливной клапан или слабый напор воды в трубах. При полном отсутствии подачи воды, кроме кода подается звуковой сигнал.
- ОЕ – код ошибки, абсолютно противоположной предыдущему случаю. Здесь, наоборот, появляется избыток воды из-за неисправного насоса или электроконтроллера.
- РЕ – данная ошибка указывает на отклонение от нормы в большую или меньшую сторону количества воды, поступающей в машину. Причиной может стать неисправный прессостат либо причина заключается в слишком сильном или слабом водяном напоре в трубах. Иногда стиральная машина LG набирает излишки воды в результате замыкания в электрической сети.
- DE – появляется, когда датчик люка указывает на недостаточно закрытую дверцу. Полному закрытию нередко мешает белье, находящееся внутри барабана. Иногда причиной ошибки становится неисправный датчик.
- ТЕ – код ошибки, также свидетельствующий о проблемах с датчиками. В этих случаях стиральная машина не нагревает воду до нужной температуры или перегревает ее. Иногда вода вообще не нагревается, что указывает на неисправность нагревательного элемента.
- SE – данная ошибка связана с нерабочим электродвигателем и появляется лишь у стиральных машин с прямым приводом. Если неисправен только датчик, двигатель все равно останется заблокированным до замены неисправного элемента.
- ЕЕ – этот код появляется при сервисных испытаниях, когда стиральная машина LG включается первый раз.
- СЕ – указывает на перегрузку бака. Вес белья контролируется специальным предохранителем и при превышении нормы, вращение барабана блокируется по команде датчика. Проблема решается путем удаления излишков белья из стиральной машины.
- АЕ – свидетельствует о неправильном использовании стиральной машины, сопровождающемся частыми автоматическими выключениями.
- Е1 – данный код появляется при обнаружении протечки.
- CL – является кодом блокировки, защищающим стиральную машину LG от нажатия кнопок детьми. Блокировка снимается определенным сочетанием клавиш, указанным в руководстве по эксплуатации.
Многие проблемы, возникающие у стиральных машин LG могут быть решены самостоятельно, в соответствии с расшифровкой кодов, отображаемых на дисплее.
Если принятые меры не привели к положительному результату, рекомендуется выполнить сервисное тестирование с целью более полной диагностики. Благодаря полученной информации, ремонт стиральной машинки можно будет выполнить самостоятельно.
Иногда возникают поломки, не предусмотренные кодами ошибок. Их также нужно уметь определять и устранять.
Стиральная машина не включается
Иногда стиральная машинка никак не реагирует на включение в розетку штепсельной вилки: не горят световые индикаторы, не включается музыкальное приветствие. Причины подобного состояния могут быть самыми разными. Одни легко устраняются самостоятельно, а другие – только в сервисном центре.
Почему не включается стиральная машинка:
- Отсутствие электричества является наиболее распространенной причиной. По различным причинам срабатывает автомат или УЗО. Возможна неисправность розетки.
- Неисправность сетевого провода. Исправность сетевого шнура стиральной машины проверяется с помощью мультиметра. При обнаружении проблемы шнур меняется полностью или ремонтируется. Все соединения нужно выполнять только методом пайки.
- Неисправность кнопки включения, на которую поступает питание после подключения к сети. Для проверки ее работоспособности также используется тестер, установленный в режим зуммера. Машина автомат должна быть обесточена, а сама кнопка прозванивается в обоих положениях – включено и выключено. Если она в рабочем состоянии, мультиметр подтвердит это характерным звуком. При обнаружении неисправности кнопку нужно заменить.
Иногда стиральная машина LG не включается из-за неисправности фильтра помех (ФПС). Данное устройство предназначено для гашения электромагнитных волн, испускаемых стиральной машиной и создающих помехи работе других устройств.
Когда ФПС выходит из строя, он уже не пропускает электрический ток по цепи, в результате, стиральная машина не включается. Проверки исправности проводится с помощью мультиметра. Необходимо прозвонить по очереди вход и выход.
Если напряжение имеется на входе, а на выходе его нет, значит ФПС неисправен и требует замены.
Барабан не крутится, что делать?
Иногда в стиральной машине LG перестает крутиться барабан. В этом случае машинку следует выключить, слить воду, открыть дверцу и попробовать прокрутить барабан вручную.
Если барабан не вращается, значит его заклинило. Данная ситуация может возникнуть по разным причинам.
Например, у стиральных машин LG с вертикальной загрузкой могут открыться дверцы и зацепиться за нагревательный элемент или другую деталь.
Иногда соскакивает приводной ремень, который приходится менять вместе с подшипником. Сами подшипники выходят из строя по причине износа сальника, пропускающего воздух и воду из-за потери эластичности. Между баком и барабаном может попасть посторонний предмет, препятствующее вращению.
Когда барабан прокручивается рукой, но от электромотора он не вращается. Наиболее вероятная причина связана с дефектами управляющих модулей. Решить проблему возможно путем обнуления программы, но в более сложных случаях требуется ремонт платы или ее полная замена.
Другой причиной может стать выход из строя приводного ремня, из-за разрывов или ослабления. Иногда выходят из строя щетки электродвигателя, а сам он оказывается неисправным под действием утечек воды или перепадов напряжения. Более точные причины отказа вращения барабана устанавливаются только после разборки стиральной машины и диагностики.
Посторонние звуки во время стирки
Через определенное время работы в стиральной машинке LG могут появиться посторонние шумы, а также нехарактерные звуки в виде скрипа, треска и прочих. Основными причинами посторонних звуков могут быть следующие:
- Вибрация, сопровождающаяся гулом, указывает на износ подшипников. На их состояние в свою очередь влияет износ сальника бака, обеспечивающего герметичность вала. Вода постепенно просачивается через сальник, попадает на подшипники и вызывает их коррозию. В таких случаях необходимо сразу менять подшипник и сальник.
- Появление свиста и треска свидетельствует о слабом креплении шкива на барабане. Ослабленные болт или гайка выкручиваются и вновь устанавливаются на герметики, чтобы исключить повторное ослабление. При деформации шкива, его нужно заменить.
- Шум и скрип во время работы чаще всего возникают из-за попадания предметов между барабаном и стиральным баком. Посторонние предметы извлекаются через лючок для ТЭНа, который предварительно вынимается.
- Если стиральная машина LG производит грохот или гремит, высока вероятность выхода из строя амортизатора или пружины, удерживающих бак. Крепления амортизатора могут быть сломаны, болт крепления расшатан. Характерным признаком является смещение или наклон барабана, из-за чего он начинает издавать стуки во время стирки, касаясь внутренних поверхностей. Единственным выходом будет разборка машинки и замена сломанных деталей.
- Когда стиральная машина прыгает или скачет, вполне возможно это связано с нарушением крепления противовеса бака, которое возможно ослаблено или разрушено. Каждый узел крепления нужно исследовать, все ослабленные места – подтянуть. Разрушенный противовес должен быть заменен.
Вода очень медленно поступает в бак
Довольно часто возникают ситуации, когда при соблюдении всех положенных норм, относительно количества белья, стирального порошка и настроек, вода все равно слишком медленно набирается в бак или не набирается вовсе.
В таких ситуациях в первую очередь проверяется наличие воды в системе и ее напор, положение и исправность вентиля подачи воды в машинку, а также состояние водяного шланга. Если здесь все в порядке, стиральную машинку нужно освободить от белья, обесточить и провести диагностику с целью выявления неисправностей.
Основные причины медленной подачи воды:
- Засорение фильтра входного клапана. Он представляет собой небольшую сеточку, помещенную за наливным шлангом, прикрученным к клапану подачи воды. Предварительно отключается вода и откручивается наливной шланг, после чего фильтр извлекается, очищается щеткой и промывается. Шланг также очищается от мусора и промывается, затем детали устанавливаются на место в обратном порядке.
- Засорение дополнительного фильтра. Такие элементы могут быть магистральными, защищающими от песка, ржавчины и других примесей, а также магнитными и полифосфатными для смягчения воды. Они устанавливаются до наливного шланга и требуют более качественной прочистки под сильным напором воды.
- Плохо закрывается дверца, неисправно устройство блокировки люка. Датчик блокирует подачу воды при открытой дверце. Неисправность устраняется путем демонтажа дверцы и установки запирающего штока на свое место. При выходе из строя термоблокировки, ее нужно заменить.
- Клапан подачи воды не работает. Клапан устанавливается на задней панели и к нему прикручивается наливной шланг. Подача и перекрытие воды осуществляется по электронному сигналу. Клапан перестает работать из-за неисправности катушки, ослабления пружины штока, потери гибкости манжета. Во всех этих случаях клапан подлежит замене.
- Неисправность управляющего модуля. В данном случае просто не поступит команда для набора воды. Проблема решается путем перепрошивки или замены управляющего модуля.
Вода не сливается из бака
В первую очередь проверяется правильность установки режима стирки. В некоторых моделях LG имеется опция режима без слива, которая могла быть случайно включена. Далее проводится осмотр сливного шланга на предмет загибов и засоров. При необходимости его следует почистить, а заодно проверить сифон, если вода сливается через него.
Причиной не сливания воды может стать фильтр, загрязненный и засоренный различными предметами. Слив существенно затрудняется или вовсе прекращается. Засоренный фильтр нередко приводит к более серьезным поломкам агрегата, поэтому его необходимо регулярно осматривать и чистить. Кроме того, некоторые мелкие элементы одежды могут застрять в патрубке, создавая препятствия для выхода воды.
Причиной нарушения слива нередко становится неисправная помпа, звук работы которой становится тише, по сравнению с обычным режимом. Машинка шумит или гудит, но слива воды не происходит. Неисправность возникает из-за физического износа помпы, рассчитанной на 3-5 лет эксплуатации. Небольшие предметы, просочившиеся из фильтра, могут заклинить крыльчатку.
Иногда все системы работают нормально, а слив воды все равно не выполняется. Основной причиной становится засор сливного шланга, который необходимо снять и прочистить. Вторая причина связана с насосом, отработавшим свой ресурс и способным вращаться только без воды, насухую. При подаче воды его заклинивает, мощность теряется, и он перестает вращаться.
Во избежание подобных ситуаций, специалисты рекомендуют выполнять ряд профилактических мероприятий:
- Перед стиркой из карманов нужно достать все посторонние предметы.
- Вес белья, загружаемого в барабан, должен строго соответствовать инструкции, перегруз категорически не допускается.
- Использовать для стирки только качественные моющие средства в нужном количестве.
- Во время стирки рекомендуется использовать стабилизатор. Это поможет сохранить оборудование при скачках и перепадах сетевого напряжения.
Протечки воды
Течь воды в стиральных машинках LG относится к наиболее серьезным неисправностям, когда требуется принимать самые экстренные меры. Протекающая вода способна не только залить соседей на нижнем этаже, но и повредить электронные детали агрегата. Поэтому при обнаружении течи стирка должна быть немедленно остановлена, а вода слита. Подача воды в машинку полностью перекрывается.
Основные причины протечки воды в стиральных машинах LG:
- Течь, возникшая возле фильтра, указывает на его плохое закручивание после очистки, повреждение уплотнительного кольца или резьбы.
- Вода появляется в основном в передней части машинки и нередко выливается через дверцы. Особенно заметным это становится в процессе отжима. Причиной неисправности может стать слабо прилегающая дверца или поврежденная уплотнительная манжета люка.
- Если течь наступает во время слива воды, необходимо заменить протекающие сливные шланги.
- Течь может произойти из-за разрыва внутреннего патрубка, разгерметизации соединений, дефекта водяного насоса. В этих случаях вода выступает по центру под стиральной машиной или ближе к ее передней части. Если же течь обнаружилась возле задней стенки, вполне вероятен выход из строя подшипника или уплотнительного сальника.
- Когда течь начинается вместе с подачей воды, проблема может быть в лотке для порошка, засоренного остатками моющего средства. Вполне возможно, что засорились также наливные шланги и отверстия подачи воды.
Неисправности модуля управления
К наиболее сложным деталям стиральной машины LG безусловно относится модуль управления. При выходе из строя панель управления останавливает выполнение всех функций стиралки. Ведь этот блок включает и отключает устройство, организует непосредственный процесс стирки, выбирает режим, обеспечивает полоскание и отжим, по его команде нагревается и охлаждается вода.
Перед тем как самостоятельно выполнять ремонт модуля управления, необходимо провести его диагностику. При явных неполадках машинка не выполняет нормального отжима белья, а код ошибки при этом не высвечивается на дисплее.
Лампочки, расположенные на панели управления одновременно или вообще не горят. Вода не набирается в бак даже если выставлен нужный режим. Сама стирка растягивается на 3-4 часа подряд без остановок и переключений на другие режимы.
Наблюдаются постоянные зависания устройства, возникают сложности с выставлением нужных программ.
Эти и другие признаки постепенно вызывают полную неработоспособность стиральной машины. При наличии хотя бы одного из них нужно уже ставить вопрос о срочном ремонте модуля управления.
Самостоятельно ремонт рекомендуется выполнять только тем людям, которые имеют знания и опыт работы с электронными схемами.
В случае неправильных действий модуль полностью выйдет из строя, а вместе с ней и некоторые узлы стиральной машины.
Если все же принято решение о самостоятельном ремонте, необходимо соблюдать определенный порядок действий:
- Модуль очищается от герметика.
- Затем он аккуратно извлекается из отсека в направлении от трансформатора.
- После извлечения с электронного модуля удаляются остатки герметика.
- Далее выполняются ремонтные работы.
- После ремонта на участки платы наносится защитный лак.
В некоторых случаях модуль полностью не извлекается, от герметика очищается лишь необходимый участок, который и ремонтируется.
Источник: https://electric-220.ru/news/kak_otremontirovat_stiralnuju_mashinu_lg_svoimi_rukami/2017-06-21-1302
Ремонт стиральной машины LG своими руками — замена подшипника
Южнокорейская фирма LG выпускает замечательные стиралки с прямым приводом. Применение этой технологии способствует увеличению рабочего ресурса мотора и подвижных элементов.
Но при этом никак нельзя сказать, что конструкция совершенно “неубиваемая”. Она имеет свои, специфические поломки. В этой статье рассмотрим возможные неисправности и способы их устранения. Некоторые требуют вызова специалиста.
А иногда возможен ремонт стиральной машины LG своими руками: замена подшипника, например.
к содержанию ↑
Признаки неисправностей
По мнению специалистов, все детали стиралки этого бренда являются достаточно прочными. Особенно надежен двигатель прибора. Если он и выходит из строя, то причиной неисправности чаще всего является заводской брак. “Слабым звеном” стирального агрегата LG являются:
- ТЭН.
- Подшипники.
- Прессостат.
- Клеммы, провода.
- Заливной клапан.
- Насос для слива воды.
Неисправности эти проявляются различными признаками. Важно только правильно проанализировать их, чтобы точно поставить диагноз домашней помощнице. Итак, вот эти признаки:
- Вышедший из строя ТЭН проявляет себя кодом ошибки, который высвечивается на дисплее. Если ошибка не высвечивается, исправность ТЭНа можно оценить по тому, насколько хорошо отстирывается белье, полностью ли растворяется стиральный порошок. Замер напряжения на контактах нагревательного элемента позволяет точно определить, исправен ли ТЭН.
- Если неисправен прессостат, то часто бывает, что вода сливается сама по себе. Вода набирается в емкость и сразу же вытекает из нее. Датчик не сигнализирует о том, что бак заполнен, и процесс заливки-сливания воды происходит непрерывно. Устранить эту проблему не так сложно — достаточно заменить прессостат.
- Если выходят из строя подшипники, в процессе работы агрегата появляется грохот, скрип и другие посторонние звуки. Иногда грохот настолько сильный, что о поломке вашей стиралки будут знать и соседи. Покрутите барабан стиралки из стороны в сторону. Если наблюдается скрип и стук, то проблема явно в подшипниках.
- Самопроизвольные отключения прибора, перезагрузки управляющего модуля стиралки говорят о том, что неисправность таится в проводах и клеммах. Неисправность самого управляющего модуля случается достаточно редко. Перегорание и замыкание проводов, идущих к датчикам, — гораздо более частое явление.
- Сливные насосы стиралок LG имеют не совсем удачную конструкцию, поэтому поломки этой детали случаются чаще, чем в стиральных машинках других брендов. Из-за неудачного строения сливного тракта, насос забивается достаточно часто. В результате — засор препятствует нормальному сливу воды, и на дисплее высвечивается код ошибки ОЕ.
- Манжета заливного клапана. Если заливной клапан неисправен, подача воды в бак происходит даже тогда, когда агрегат выключен. Если вы слышите журчание воды при том, что стиралка отключена, — проблема в заливном клапане.
к содержанию ↑
Починка ТЭНа и электрики
Чтобы обеспечить доступ к ТЭНу:
- Открутите крепления, которые удерживают заднюю стенку стиралки.
- Демонтируйте эту стенку.
- Обратите внимание на нижнюю часть емкости. Там имеются 2 парных контакта с расположенным по центру винтом. Это и есть крепление ТЭНа. Проверьте контакты при помощи мультиметра.
Вытащить нагревательный элемент несложно. Открутите винт, и поддев резиновый уплотнитель, извлеките ТЭН. Оценить исправность нагревательного элемента можно сразу. На неисправной детали четко просматриваются темные пятна. Нередко поломка происходит по причине скопления накипи. К числу причин поломки относятся также вода, которая попала на контакты, или скачки напряжения в сети.
Отремонтировать ТЭН нельзя: его можно только заменить, купив фирменную запасную часть от компании-производителя. При установке нужно не забыть и об установке уплотнительной резины. Чтобы она лучше села на свое место, смажьте ее машинным маслом.
Электрика
Ремонт поломок, связанных с электрикой, начинается с проверки исправности всех проводов. Проверка может быть визуальная и с помощью мультиметра. Все неисправные клеммы и проводки необходимо сразу же заменить.
к содержанию ↑
Заливной клапан
Если обнаружена проблема с заливным клапаном, действуйте в таком порядке:
- Отключите стиралку. Поверните ее на 180 градусов.
- Перекройте подачу воды в машинку.
- Открутите шланг, по которому вода поступает в бак.
- Вытащите фильтр заливного клапана. Вполне возможно, что он засорился.
- Если фильтр исправен, отсоедините клапан. Для этого открутите шурупы, удерживающие его.
- Проверьте резинки клапана. Большая часть неисправностей связана именно с ними. При необходимости — замените резинки.
- Если с резинками все нормально, то неисправна управляющая электрика клапана. В этом случае починить его нельзя. Нужно только заменить.
к содержанию ↑
Сливной насос
Обеспечить доступ к сливному насосу можно, не разбирая машинку. Просто положите ее на бок. Можно добраться к насосу через дно. Прежде всего, проверьте датчики насоса при помощи мультиметра. Если датчики исправны, то проблема в самом насосе. Теперь действуйте по алгоритму:
- Снимите нижнюю часть панели стиралки (спереди).
- Открутите крепления, удерживающие насос.
- Подставьте тазик, поскольку при съеме насоса из стиралки выливаются остатки воды.
- Отсоедините штекеры, снимите провода вместе с индикатором.
- Отсоедините патрубки, слейте воду. Отложите насос в сторону.
Желательно отдать сливной насос специалисту для тестирования и ремонта. Только мастер может сказать, подлежит ли сливной насос ремонту или нужно приобрести новый. Сборку агрегата производят в обратном порядке.
к содержанию ↑
Подшипники
Один из самых распространенных видов ремонта стиральной машины LG своими руками — замена подшипника. Если выявлена неисправность подшипника, ремонт нужно произвести сразу же, поскольку разболтавшиеся детали могут повредить бак. Тогда вам предстоит еще более трудоемкий и дорогостоящий ремонт. Рассмотрим этот вид ремонта более подробно.
Необходимый инструмент
Для работы вам понадобятся:
- Молоточек с металлической рукояткой и бронзовой ударной частью.
- Жидкость для смазки WD-40.
- Отвертки — плоская и крестовая.
- Плоскогубцы.
- Ключи — рожковые и разводной.
- Герметик автомобильный.
- Металлическая шпилька длиной в 40 мм.
Демонтаж корпуса
Прежде чем добраться до подшипников, необходимо демонтировать корпус. Для этого:
- Вначале демонтируйте верхнюю крышку, а следом за ней — верхнюю и нижнюю панели.
- Чтобы снять верхнюю крышку, удалите крепления, которые находятся у задней стенки.
- После того, как саморезы будут удалены, крышка без труда снимается.
- После этого, удалив отсек для порошка и открутив крепежный саморез, снимите верхнюю панель.
- Отсоедините все провода, при помощи которых верхняя панель соединяется со всеми электроагрегатами стиралки.
- Что касается нижней панели, то она снимается несколько иначе, поскольку закреплена на защелках. При этом нужно отсоединить специальную резиновую манжету.
Дальнейший демонтаж проводите в таком порядке:
- Крепления заливного клапана.
- Патрубок слива.
- Провода ТЭНа.
- Провода мотора.
- Проводка заливного насоса.
- Верхний и нижний противовесы.
- Патрубок от индикатора уровня воды.
- Крепления амортизаторов.
Демонтаж бака
Бак в стиральной машине LG состоит из двух половинок, соединенных между собой защелками или шурупами. После того, как вы разделите бак на 2 половинки, обнажается барабанный шкив и его крепление. Это крепление нужно снять.
Открутив крепление шкива, вытащите шкив, а болт вкрутите обратно на прежнее место. Это дает возможность извлечь барабан, не повредив при этом вал. Поставьте на вкрученный болт металлическую шпильку и наносите по ней удары молоточком (очень осторожно!). Задача — выбить вал, не повредив его при этом.
Оцените, насколько изношен вал. Если между подшипником и валом имеется даже незначительный люфт, вал можно заменить.
Замена подшипников
Следующий этап — замена сальников и подшипников. Ремонтировать подшипники нужно с максимальной аккуратностью, нанося удары небольшим молоточком по противоположному краю. Наносите несильные удары до тех пор, пока поврежденный подшипник не выскочит. Осталось лишь заменить его новым и произвести сборку в обратном порядке.
Чего делать нельзя?
Если вы решились на такое непростое дело, как замена подшипников (а, может, заодно и вала) в стиральной машине LG, постарайтесь избежать типичных ошибок, которые допускают неопытные мастера:
- Обрыв проводов индикатора блокировки люка при демонтаже передней стенки.
- Разрыв резиновой манжеты при попытке ее извлечения. Это происходит потому, что хомут оказывается не снятым.
- Повреждение шкива при попытке демонтировать его с оси.
- Поломка прикипевших болтов от чрезмерно приложенного усилия, без использования специальной смазки.
- Отрыв проводков термоиндикатора.
- Отрыв заливного патрубка и шланга одновременно.
- Неаккуратное выпрессовывание подшипников сильными ударами. В результате — барабан оказывается поврежденным.
Если вам не удалось устранить поломку, и вы задумались о покупке нового бытового прибора, то чтобы вам было легче выбрать модель, ознакомьтесь с нашим рейтингом стиральных машин по качеству и надежности.
к содержанию ↑
Видеоматериал
Ремонт стиральной машины LG с прямым приводом — это вполне решаемый вопрос. Но, если задача кажется вам слишком сложной, обратитесь к мастеру. Оперативный и качественный ремонт без лишних приключений вам гарантирован.
Источник: https://serviceyard.net/tehnika/remont-stiralnoy-mashinyi-lg-svoimi-rukami-zamena-podshipnika.html
Ремонт стиральной машины LG своими руками
Все в жизни когда-то ломается, так как, что-то вечное, пока не изобрели. Речь пойдет в сегодняшней статье, о ремонте стиральной машины. В зависимости, от фирмы производителя, условий эксплуатации и многих других факторов, этот момент рано или поздно, но придет. В нашей семье стиральная машина LG, покупали по рекомендациям нескольких специалистов.
Но безупречный период работы LG оказался не слишком большим, отработала “любимица” жены, чуть больше 4 лет. Во время очередной стирки, что-то внутри стрельнуло и все остановилось. Попытки опять запустить – были безуспешны.
Отключив от всех коммуникаций (электропитание, вода, канализация) и сняв заднюю крышку, было хорошо видно: вода через контрольное отверстие сальника стекая, попала на разъем подключения электродвигателя и что-то замкнуло. Опыта в ремонте современных стиральных машин, у меня не было и такой “удачный” момент представился.
Прозвонил в первую очередь электродвигатель (там разъем на 10 выводов), все показывало, что “движок живой”. Но что бы посмотреть эту деталь машины, ее надо было полностью разобрать, как в последствии я увидел, двигатель крепится между крышками внешнего барабана.
Источник http://fazaa.ru
Не закончив стирку, машинка остановиласьВот в таком режиме, стиральная машина остановилась
Для дальнейшей разборки, необходимо слить воду, открыв лючек внизу справа там короткий тонкий шланг с пробочкой.
Снятие модуля стиральной машиныПосле проверки двигателя, надо было обследовать электрическую часть дальше. Для этого снял верхнюю крышку, она крепится двумя болтами сзади.
Все провода были внешне в хорошем состоянии, значит надо было снимать модуль (мозги).
Он крепится правой стороной защелками, а с левой двумя саморезами, которые стоят под контейнером, для стирального порошка. На фото модуль извлечен.
Модуль внешне был в идеальном состоянии. Начал поэтапно с ним разбираться, все что можно сделать и прозвонить не “вскрывая” (вся печатная плата с двух сторон залита мягким компаундом). Такая проверка, найти неисправность ничего не дала. Надо было вскрывать компаунд.
Я попробовал это сделать с открытой, видимой стороны, но понял: поднять плату будет очень сложно, а скорее даже не возможно. В интернете, на форумах почитал как это делается.
Оказывается надо вскрытие делать со стороны дисплея, вырезать окна в пластике ножом или просто паяльником, и я приступил:
Лицевая панель модудя стиральной машины
Снимаю плату дисплея, она по краям на защелках и выпиливаю окна для проверки, в месте обследования схемы.
Вскрытие модуля стиральной машины для ремонта
Пришлось делать несколько окон. Участок схемы за участком, упорно вел к процессору. Причина неисправности модуля была в процессоре. Дальнейший ремонт, просто не имел смысла. Легче просто купить и заменить модуль. Опять “пошел” в интернет за ценами на модули. Они оказались вполне приемлемыми (в районе 3 тысяч).
Это по сравнению с ремонтом в сервисе, дешевле на 60-70%. Прозвонил местным мастерам, в одном месте предложили б.у. (не ремонтированный) за 2.200р, его и купил. Поставил его и запустил короткую стирку (30 мин.). Машина опять работала как “часы”. Ну а я сидел рядом и не допускал, что бы вода опять не попала на разъем.
Сальник надо было менять однозначно, а заодно и посмотреть на подшипники (попала ли в них вода). Стирку производили при проверке модуля, со снятой крышкой, значит ее снимать уже не надо. Опять извлекаю модуль, отсоединив все разъемы и провода. Снимаю шкив, открутив болт в центре (резьба обычная – правая).
Снимая ремень, на всякий случай посмотрел, в каком направлении написаны буквы, что бы поставить его также.
Снятие шкива стиральной машины
Шкив снимается без каких-либо усилий.
Снятие загрузочного люка стиральной машины
С лицевой стороны снимаем люк загрузки. Он крепится двумя винтами.
Снимаем хомут крепления резиновой гофры
После этого надо снять хомут, который удерживает большую резиновую уплотнительную гофру.
Снимаем электроклапаны подачи воды в стиральную машину
Снимаем электроклапаны подачи воды. Они крепятся двумя болтиками к задней стенке.
Снятие контейнера для стирального порошка
Снимаем контейнер для порошка и подходящие резиновые трубки.
Снятие верхнего переднего уголка, для удобства в ремонте
Обязательно снять верхнюю планку (уголок), оказывается с ней не вытащить барабан). Далее надо отсоединить нижнее крепление барабана, их два.
Нижнее крепление барабана стиральной машины
Надавив на выступающие усики, он легко выходит из места посадки. На снимке хорошо видно эти усики. Кажется почти все, что связывает барабан с корпусом отсоединено.
Верхние пружины удерживающие барабан стиральной машины
Сейчас барабан висит только на пружинах. А следующий этап делать желательно в вдвоем.
Боковые грузы барабана стиральной машины
Взявшись за пружины извлекаем барабан из корпуса машины. Следующее по ходу, снятие грузов и верхнего и боковых. Верхний лучше снять до извлечения барабана (уменьшится вес).
Корпус стиральной машины с электропроводкой
От “стиралки” остался один копус. Грузы с барабана сняты, далее снимаем стопорное кольцо которое держит уплотнительную гофру (снимка к сожалению не сделал).
Резиновая уплотнительная гофра и стопорное кольцо стиральной машины
Есть фото, но позднее, на которой хорошо видно гофру и стопорное кольцо.
Барабан стиральной машины без грузов
А барабан уже без грузов я вынес во двор, погода позволяла. Дальше верхний барабан надо разобрать. Он состоит из двух половинок и соединяются они саморезами по кругу. Эти половинки соединяются герметично, т. к. в этом барабане вода, во время стирки.
Барабан для белья
Внутри пластмассового барабана находится другой барабан или можно назвать – бак из нержавейки для белья. Теперь можно посмотреть, почему потек сальник и в каком он состоянии.
Крышка барабана стиральной машины с подшипниками и сальником
На фото хорошо видно, что во время стирки, железный барабан терся (цеплял) об сальник и повредил его. Сразу скажу, что во время стирки стиральная машина издавала тихий скрип. Мы на этот звук внимание не обращали, тем более появлялся он в самом конце стирки.
На крышке барабана пошли трещины
Теперь все было ясно, это было трение по сальнику. Сам сальник из посадочного места извлекся без каких либо усилий.
Приведя в порядок эту деталь, я увидел, что на этой крышке, вокруг сальника пошли трещины, пока едва заметные, а это значит, есть большая вероятность, что процесс будет идти дальше и потечет тогда и сам барабан. На фото эти трещины я указал стрелочками.
Подшипники были в отличном состоянии и вода в них не попала. Начал ставить новый сальник, но он сидеть в своем гнезде “не хотел”. Уж больно не доработан этот вопрос был у конструктора. И я решил его приклеить.
Доработка внутренней стороны барабана и замена сальника
Для этой цели купил герметик “Дайсон” из селиконов равных ему нет (из опыта). Сальник посадил на клей, а заодно и ближние пазухи заполнил тоже клеем. Такую же процедуру сделал и с другой стороны.
Усиление наружной стороны барабана стиральной машины
Думаю, это добавит жесткости этой части. Доработал еще и дренаж. В отверстие я вставил трубочку подходящего диаметра. И тем же клеем закрепил ее на крышке барабана.
Установка дренажа от контрольного отверстия сальникаПосмотрите как это получилось.
Затем произвел сборку стиральной машины, в обратном порядке. И сейчас она работает, даже кажется чуть тише. Думаю, кто хочет рискнуть отремонтировать свою стиральную машину – сам, статья в этом, хоть как-то поможет. Для ремонта нужна отвертка крестовина, ключи 10, 17 и желание. Удачи вам.
Если самостоятельно починить машинку не представляется возможным, мастера компании Альфа74 оперативно устранят неисправность стиральной машины в Челябинске, стоимость ремонта от 500 рублей.
Цены на ремонт стиральных машин
Источник: https://Alfa74.ru/do-it-yourself/213/214/681/
Устройство и ремонт стиральных машин LG и других марок своими руками
Комфортные условия проживания в современной квартире обеспечиваются в основном наличием бытовой техники, которая способна намного облегчить выполнение домашней работы.
Одним из таких ярких примеров можно считать присутствие в ванной или на кухне стиральной автоматической машины.
Ещё совсем недавно этот агрегат считался предметом роскоши, а сейчас это одно из обязательных условий для нормальной жизни человека.
Чтобы понять принцип ремонта стиральных машин своими руками (LG, Samsung, Bosh и многих других моделей), необходимо внимательно ознакомиться с конструктивным устройством и функциональным действием как отдельных агрегатов, так и всей машины в целом. Когда известен принцип работы и назначение отдельных деталей, несложно определить основные неисправности всего устройства.
Блок управления
Этот небольшой по габаритам узел машины играет очень важную роль в безупречной работе всего агрегата. Состоит блок управления из радиотехнической платы и панели с кнопками и ручками, вынесенными на фронтальную стенку машины.
Именно это устройство и отвечает за установку и распознавание режимов стирки.
А в процессе выполнения заданной программы блок полностью руководит всеми действиями агрегата — подачей воды, нагреванием её до определённой температуры, работой барабана, процессом откачки воды помпой и т. д.
Информация, собранная различными датчиками, обрабатывается микропроцессором, который установлен на управляющей плате.
В различных частях корпуса машины установлены следующие датчики:
- Температурный датчик расположен в нижней части бака. Он предназначен для контроля нагрева воды.
- Тахо датчик управляет скоростью вращения барабана стиральной машины.
- Датчик уровня воды определяет количество воды, предназначенное для соответствующего режима стирки. Согласно его показаниям происходит включение и выключение подачи воды.
- Реле времени регулирует промежутки работы агрегата в зависимости от необходимой программы стирки.
Сбои в работе программ являются основным признаком неисправности управляющего блока. Ремонт платы осуществляется редко, чаще всего производится её полная замена. Беда в том, что стоимость этого узла стиральной машины очень высокая.
Основной причиной выхода из строя управляющего элемента являются перепады питающего напряжения сети, поэтому рекомендуется устанавливать стабилизирующее устройство на электрическом входе машины или во всём жилом помещении.
Исполняющие устройства
Команды от блока управления подаются на основные части агрегата, которые и производят все необходимые для правильной работы машины действия. Бесперебойное функционирование этих частей контролируется датчиками.
Исполняющими устройствами являются:
- Устройство (клапан) подачи воды. Это приспособление устанавливается на входе агрегата и соединяется с водопроводной системой при помощи гибкого шланга. Ремонт неисправностей стиральных машин, связанных с наличием воды в баке, заключается в замене клапана подачи воды либо его очистке.
- Запирающее приспособление (замок) загрузочной дверцы предназначен для блокирования люка во время выполнения программы. Срабатывание контактов устройства предопределяет начало процесса стирки белья.
- Электрический двигатель приводит в движение барабан моющего агрегата. Чаще всего вращение от мотора передаётся на шкив барабана через ремённую передачу, но существуют и модели агрегатов с прямым приводом. Часто неисправности у машин со шкивом могут возникать из-за ослабления или обрыва ремня. А вот у моделей прямого типа отсутствие вращения возможно из-за неисправности самого двигателя.
- Электрический нагревательный элемент трубчатого типа (ТЭН) отвечает за нагрев воды до температуры, соответствующей установленной программе. Правильный подогрев воды зависит от исправности нагревательного элемента и от корректной работы датчика температуры.
- Помпа производит удаление воды из бака стиральной машины.
Именно от корректной работы всех этих элементов полностью зависит безотказное функционирование всей автоматической машинки для стирки белья.
Размер и материал бака
По объёму бак занимает самое большое место в корпусе стирального устройства. Этот размер обуславливает номинальную ёмкость загрузки белья. Внутри этого устройства находится вращающийся барабан. Для устранения вибрации и удержания бака в одном положении во время работы существует система стабилизации, которая состоит из амортизаторов и пружин.
Изготовлена эта часть агрегата из пластика. По конструкции различают модели с разборными и неразборными системами. Разборные баки легче поддаются ремонтным работам, но имеют более высокую стоимость, нежели неразборные конструкции.
Корпус и дополнительные детали
Обычно корпус изготавливается из тонкого листового металла, покрытого слоем эмали. Верхняя крышка почти во всех моделях — пластиковая, а вот задняя поверхность изготовлена из оцинкованной стали. Крепление всех деталей корпуса осуществляется посредством винтового соединения в зависимости от фирмы и модели стирального агрегата.
В верхней части передней панели корпуса располагается блок подачи моющего средства (дозатор). Изготовленный в форме выдвижного ящика дозатор разделён на несколько отделений, в каждое из которых насыпается определённое специальное средство, описанное в инструкции по эксплуатации.
Чтобы избежать повышенного уровня вибрации бака, сверху и снизу корпуса вмонтированы специальные бетонные плиты особой формы — противовесы.
Принцип работы автоматической машины
Все стиральные бытовые агрегаты имеют не только одинаковое конструктивное устройство, но и идентичный принцип действия. Поэтому прежде чем решить вопрос о том, как починить стиральную машинку, необходимо ознакомиться с принципиальными особенностями всего процесса стирки.
Порядок работы автоматической стиральной машины:
- Для начала работы производим включение машины в питающую электрическую сеть, загрузку белья и выбор режима стирки.
- Плотно закрываем загрузочную дверцу до характерного щелчка, и машина начинает работать.
- В барабан устройства через впускной клапан начинает поступать вода, уровень которой устанавливается специальным датчиком.
- После набора определённого количества жидкости впускной клапан закрывается.
- Далее, если не задан режим замачивания, включается нагревательный элемент, который подогревает воду до установленной температуры. Этот процесс контролируется датчиком, а при его отсутствии — специальным таймером.
- Для равномерного намокания белья одновременно с ТЭНом включается двигатель, и барабан медленно вращается в разные стороны с различным интервалом времени.
- После нагревания воды до заданной температуры происходит отключение нагревателя и стартует процесс стирки. При этом барабан вращается в разные стороны с одинаковым интервалом. Такой принцип действия полностью исключает сбивание белья в комок.
- После завершения времени стирки, согласно установленной программе, включается насос для откачки грязной воды, а затем набирается чистая вода для полоскания.
- Полоскание происходит при вращении барабана на малых оборотах. Перезапуск этого режима может происходить несколько раз, в зависимости от выбранной программы.
- В режиме отжима помпа удаляет остатки воды из бака, а барабан вращается с большой скоростью.
Конечно, в алгоритме такого функционирования стирального агрегата могут быть значительные изменения, в зависимости от количества управляющих программ в определённой модели устройства. Знание этого алгоритма позволит узнать, на каком этапе произошёл сбой в работе вашей помощницы. Следовательно, безболезненно решить вопрос, как устранить неполадки
Наиболее распространённые поломки
Схожесть конструкции и принципа действия бытовых автоматических машин позволяет сгруппировать основные неисправности, которые характерны для агрегатов всех моделей.
Не включается процесс стирки
В случае если машинку просто не удаётся запустить, нужно внимательно осмотреть внешний вид соединительных проводов. Возможные причины возникновения этой проблемы:
- отсутствие напряжения в питающей сети или его низкое значение;
- нарушена целостность розетки, вилки и соединительного шнура;
- неплотно закрыта дверца люка, начало работы агрегата невозможно без срабатывания реле;
- на соединительной колодке, возможно, окисление контактов, которое устраняется их механическим очищением;
- неисправность реле времени.
Если после устранения этих проблем машина всё равно не запускается, то неисправность могла возникнуть в плате управления. Диагностировать такое повреждение можно путём установки заведомо рабочей платы.
Отсутствие воды
При обнаружении такого дефекта, в первую очередь необходимо проверить наличие её в водопроводной системе, а также оценить давление жидкости в трубах. Если все параметры в норме, нужно:
- проверить исправность шланга для подачи воды (отсутствие трещин, наличие пережатых мест);
- если засорился фильтр очистки подаваемой жидкости, то его нужно снять, промыть под струёй проточной воды и установить на место;
- оценить состояние впускного клапана.
В последнем случае придётся проделать несколько подготовительных операций, чтобы добраться до клапана. Для этого нужно:
- отсоединить подачу воду и демонтировать шланг;
- снять верхнюю крышку корпуса и получить доступ к клапану, расположенному сразу за впускным патрубком;
- промыть клапан и подключить его к шлангу;
- подать на обмотки реле напряжение 220 В;
- если реле сработает, то появится вода;
- отсутствие воды будет свидетельствовать о неисправности обмоток устройства, которое следует заменить.
Не нагревается вода
Если вода в машинке не нагревается, то первое, что приходит в голову — неисправен нагревательный элемент. Поэтому нужно провести диагностику этого узла, для чего:
- Необходимо снять заднюю крышку корпуса машины, чтобы обеспечить доступ к соединительным клеммам нагревателя.
- Отсоединив ТЭН от питания, тестером проверяем наличие сопротивления между контактами и корпусом агрегата. Если сопротивление в такой цепи мало, то это свидетельствует о наличии пробоя на корпус.
- Далее, снимаем полностью ТЭН, открутив гайки на его соединительной колодке. Измерив сопротивление между контактами нагревателя, определяем наличие обрыва (большое сопротивление) или короткого замыкания (малое сопротивление).
- Неисправный нагревательный элемент необходимо заменить.
Но неисправность ТЭН может быть не единственной причиной отсутствия нагрева воды также может быть повреждён датчик уровня, а также термореле. В этом случае, при малом количестве воды, команда на включение нагревателя не подаётся.
Возможно, окисление контактов ТЭНа. Такая неисправность устраняется механической очисткой контактов до чистого металла.
Не вращается барабан
Самым простым повреждением в этом случае считается попадание постороннего предмета между баком и барабаном. Для устранения такого заклинивания барабана придётся разобрать его и очистить от мусора.
Для моделей с передачей через шкив возможно ослабление или обрыв ремня, что приводит к проскальзыванию барабана или полному отсутствию его вращения. Замена ремня позволит устранить это повреждение.
И конечно же, самой большой неприятностью считается выход из строя электрического двигателя, который полностью отвечает за вращение барабана. Отремонтировать двигатель самостоятельно очень сложно. Поэтому лучше для устранения такой проблемы обратиться к специалистам ремонтного центра.
Отсутствует слив грязной воды
Вариантов возникновения такой неисправности очень много, поэтому сразу следует обратить внимание на внешний вид сливного шланга, чтобы он не был пережат.
Затем стоит снять и очистить фильтр, который располагается внизу справа на передней части корпуса.
Если эти действия не привели к нужному результату, придётся снимать и проверять сливной насос. Неисправностью помпы может быть засор крыльчатки, который устраняется простой его очисткой, или выход из строя самого насоса, здесь поможет только его замена.
Помните, что применение любой бытовой техники должно осуществляться со строгим соблюдением правил эксплуатации. Только бережное отношение к домашней помощнице способно продлить её безаварийную службу.
Источник: https://220v.guru/bytovaya-tehnika/stiralnye-mashinki/remont-neispravnostey-stiralnyh-mashin-svoimi-rukami.html